Предмет и задачи дисциплины «Основы физиологии и гигиены питания»

Без знания функциональных закономерностей деятельности человеческого организма в целом и отдельных его органов и систем, процессов жизнедеятельности, происходящих в условиях воздействия на организм человека природных факторов, невозможно правильно организовать процесс питания.

Физиология – наука о функциях и процессах жизнедеятельности организма в целом, его органов, тканей, клеток.

Физиология питания – раздел «Физиологии», изучающая закономерности превращения в организме человека нутриентов пищи в энергию и структурные элементы тела, влияние характера питания на состояние здоровья, оптимальные нормы питания в соответствии с состоянием организма при конкретных условиях существования.

Гигиена питания – это наука, изучающая влияние алиментарного фактора на организм человека и разрабатывает мероприятия по предупреждению заболеваний и укрепления здоровья и увеличения продолжительности активной жизни путем внедрения принципов рационального питания и требований к качеству и безопасности потребляемых пищевых продуктов.

Дисциплина «Основы физиологии и гигиены питания» является фундаментальным курсом, знание которого позволяют студентам понять суть физиологических процессов, происходящих в организме человека при потреблении пищевых продуктов, и критически подойти к выбору продуктов питания, технологического процесса производства кулинарной продукции и к составлению рационов питания. Изучение этой дисциплины дает будущим специалистам возможность научно обосновывать и управлять технологическими процессами с целью производства высококачественной продукции.

Предметом дисциплины «Основы физиологии и гигиены питания» является физиолого-гигиеническое воздействие нутриентов пищи на организм человека.

Целью изучения дисциплины «Основы физиологии и гигиены питания» является формирование у студентов системы знаний о влиянии пищи и ее компонентов на функционирование основных физиологических систем организма.

Основная задача дисциплины – раскрытие физиолого-гигиенического воздействия пищевых продуктов и нутриентов на состояние здоровья и функции организма. Эти знания позволят будущим специалистам по специальности «Технология питания» организовать производство кулинарной продукции, способствовать формированию оптимального пищевого статуса населения.

Для достижения цели будущие специалисты должны иметь теоретическую и практическую подготовку по следующим вопросам:

  • роль питания в функционировании основных систем организма человека и оценка пищевого статуса организма;
  • физиолого-гигиеническое значение белков, липидов, углеводов, витаминов, минеральных веществ и их оптимальные потребности в соответствии с состоянием организма при конкретных условиях существования;
  • физиолого-гигиеническая характеристика основных пищевых продуктов и их компонентов;
  • физиолого-гигиенические основы рационального питания различных возрастных и профессиональных групп населения.

Студенты должны иметь практические навыки:

  • владение методическим инструментарием реализации законов рационального питания, требований к пищевому рациону, режиму питания и условиям приема пищи при организации питания в учреждениях ресторанного хозяйства;
  • составление пищевых рационов для разных групп населения с учетом возраста, пола, характера труда, физиологической и пищевой ценности блюд и продуктов питания.

Изучение дисциплины базируется на знаниях, приобретенных при изучении дисциплин: «Биохимия», «Товароведение», «Теоретические основы пищевых технологий».

Препятствием для максимального использования пищевых продуктов в различных рационах питания является недостаточная образованность населения при свободном выборе отдельных ингредиентов пищи и влияния их компонентов на механизмы метаболизма и физиологические процессы в организме здорового и больного человека. В связи с этим необходимо закладывать физиолого-гигиенические основы в традиционных технологиях продуктов питания и в новых, которые имели бы наибольший оберегающий влияние на состав продуктов и способствовали бы лучшему перевариванию пищи и усвоению нутриентов.

Рациональная организация питания различных групп населения является фактором обеспечения здоровья населения, повышение работоспособности людей, улучшения генофонда населения. Изучение дисциплины позволяет организовать питание на научных основах, осуществлять оптимизацию и индивидуализацию питания, используя достижения научно-технического прогресса, воспитывать культуру питания и пропаганду здорового образа жизни.

Раздел теория | Tagged as: , | Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Смотрите по-теме:

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

    1. Значение питания в жизни человека. 2. Влияние питания на состояние здоровья населения. 3. Характеристика компонентов пищи. Алиментарные и не алиментарные вещества, их значение в жизнедеятельности человека. 4....

    ВВЕДЕНИЕ

    Питание является одним из основных рычагов, который создавая гармонию организма человека и окружающей среды, способствует, определенным образом, здоровью и способности организма противостоять воздействию неблагоприятных факторов. Понимание...

    Новые концепции питания

    На сегодня сложились новые концепции питания, направленные на его индивидуализацию. Концепция дифференцированного питания Основывается на принципах сбалансированного питания, а также на современных данных о составе пищевых продуктов...

    Основные постулаты теории адекватного питания

    1. Питание поддерживает молекулярный состав и компенсирует энергетические и пластические расходы организма на основной обмен, внешнюю работу и рост. 2. Необходимыми компонентами пищи являются не только...

    Основные постулаты теории сбалансированного питания (А. А. Покровского)

    1. Идеальным считается питание, при котором поступления пищевых веществ отвечает их расходам. 2. пища состоит из алиментарных веществ, балластных веществ (от которых она может быть очищена)...

Метки